В предыдущей статье мы определились с тем - как работает наша фототехника и что мы с ней можем вытворять. Но остался, пожалуй самый важный, вопрос - а зачем оно надо? Для чего мы это делаем? Тут можно выделить несколько подходов:
- от нефиг делать, валяем ваньку (обана! нисебефига! картииииночка!!!)
- делаем заметки на память. типа - сыроежка отличается от мухомора вот эдак...
- пытаемся показать другим свое видение предмета или явления.
Про первые варианты - точно не сюда. Мы попробуем понять - что сделать для того, чтобы наше ОТНОШЕНИЕ фигурировало в картинке.
Будучи дикарем и затворником, я, тем не менее, очень интересуюсь ЧЕЛОВЕКАМИ - их характерами, эмоциями, настроениями. Мне просто постоянно не хватает банального общения. Отсель и моя тяга к фотографическому портрету - хочется заглянуть за привычную маску, узреть и ПОКАЗАТЬ человека таким, какой он есть или каким я бы хотел его видеть. Это желание подменяет у меня талант художника, необходимый любому страдальцу, пытающемуся заниматься изобразительным искусством. Я не приемлю "гламурных фоточек" с сисястыми тетями в пластмассовом экстазе. Мне подавай обнаженку души :)
Но это про меня (повторюсь, дикаря и затворника). Впрочем, я тоже зритель! И тоже имею право на какие-то симпатии и предпочтения. Что до рецепта, так он прост, как три рубля. Наблюдайте! Не торопитесь сделать кадр. Смотрите на окружающее глазом, но анализируйте его сердцем. Тот самый момент и ракурс, который вызовет у вас ощущение гармонии происходящего и ваших личных чувств, и есть - КАДР. Не банальное "встали! навел... нажал...", а ощущение искренности, наличие СМЫСЛА, желание остановить этот миг. И пусть это будет не "бином Ньютона", а банальная рожа вашего приятеля!
Процесс мордофотства должен отличаться от состояния "ой! Вася! надо зафотать!". Отличаться тем, что "Васю" надо подловить в тот момент, когда на его челе будут явственно читаться переживания вчерашнего праздника и когда чело это будет в достаточной мере обращено к вам, к наблюдателю. Мы, зрители, хотим диалога с героем. Ну или хотя бы его монолога, обращенного к нам. Объект в кадре должен лучиться информацией, а не просто иметь место.
В то же время, не стоит путать свое собственное состояние восторга от происходящего с восторгом от картины окружающего. Банальный пример - вы таки выехали на природу; ласково светит солнышко, поют птички, водичка в горной речке шуршит... кайф! Но этот кайф складывается из огромного потока разных чувств - начиная от "ура! выходной!" и заканчивая "как приятно пахнет луговой травой!". Проблема в том, что выходной ваш в кадр не влезет. На фотке с места события останется плоская сцена полянки у реки, освещенной полуденным солнышком. И уже через пару дней, глядя на эту "величественную" картину, вы не сможете вспомнить ни запаха трав, ни чириканья пташек.
Картина (да и фотография) - плоское изображение, полученное ОДНИМ ГЛАЗОМ. Стереоскопичность нашего зрения так же заманивает нас в свои сети. Тот объем, который мы видим перед собой, на фотографии может получиться плоской и невыразительной картинкой. Не имея опыта распознавания планов (что там до и после объекта съемки?), проделывайте весьма нехитрую процедуру - посмотрите на сцену одним глазом (не забываем про заткнутые уши и зажатый нос!). То, что вы увидите, и будет результатом без прикрас и извращений. И это понимание очень важно! В большинстве сюжетов, объем сцены очень важен и может передаваться за счет ритмов, светотени, воздуха или, как минимум, банальной ГРИП.
И не уповайте на ЦВЕТ! Большая часть сюжетов требует светотеневого рисунка. Впрочем, как и живописные полотна. Основа нашего зрения - свет. Цвета лишь дополняют информацию об объектах. Фотка, полученная без света и тени и упирающаяся исключительно в цветные пятна на поверхности, как правило, похожа на дешевый комикс. Стремитесь получить изображение таким, чтобы и в черно/белом (ЧБ) варианте оно было в достаточной степени впечатляющим. Это справедливо не только для портрета, но и даже для такого жанра, как пейзаж. Потратьте немного времени и посмотрите ЧБ пейзажи начала двадцатого века. Тогда в цвете работали единицы фотографов, но пользуясь лишь серой гаммой они творили чудеса! Что до жанра "портрет", так тут сам Аллах велел (правда, принято считать, что он сильно против изображения людей и животных) - человеческая физиономия не страдает цветастостью (в первозданном виде). Морда лица - та самая сущность, которая вполне может быть изображена в монохромной гамме. Причем, как в чисто ЧБ варианте, так и в вариантах тонирования в один цвет. Исполнение портрета в теплой желтой гамме (сепия) создает иллюзию цвета кожи, но без лишних артефактов в виде всяческих мелких кровеносных сосудиков, создающих пестренькую сине-красную полянку на челе модели. Однако, это совсем не значит, что цветом можно пренебречь и забыть о нем навсегда. Ничто не мешает нам получить цветное изображение! Главное, чтобы на нем первичным был свет, а цвет - приятным дополнением.